Психолог и логопед Коробова Александра (г.Кимры)
Психолог и логопед Коробова Александра (г.Кимры)

НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребёнка необходимо научить:

- узнавать и различать между собой звуки речи (фонемы);

- отличать правильное и дефектное произношение звука;

- осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением звуков;

- принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи;

- безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.

Нарушения звукопроизношения

Группа звуков:

Свистящие         (с, сь, з, зь, ц)

Шипящие           (ж, ш, ч, щ)

Сонорные          (л, ль, рь, р)

Заднеязычные     (к, кь, г, гь, х, хь)

Звонкие, мягкие.

Три формы нарушения звуков

1. искажённое произношение звуков (р - горловое)

2. отсутствие звука в речи ребёнка, неумение произносить его («коова»)

3.замена одного звука на другие ( «колова»).

1. причиной искажения произношения звуков обычно является:

- недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики

- при этом ребёнок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, поэтому звук искажается, но это не влияет на смысл слова, т.к. фонема не заменяется другой. Эти нарушения называются фонематическими.

2. причина замены звуков обычно заключаются в несформированности фонематического слуха, отсюда дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (л/р). Эти нарушения называются фонематическими. Одна фонема заменяется другой и при этом нарушается смысл слова (лак/рак).

Бывает так, что фонема одной группы - заменяется, а другой – искажается (свистящие С, З, Ц – заменяются – Т, Д – зайка – «дайка», собака – «табака», а Р - искажается).

 Эти нарушения называются фонетико-фонематическими.

ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

проводится поэтапно – 4 основных этапа:

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – цель:

 – подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звука;

- сформировать точные движения органов артикуляции (объяснение артикуляции в игровой форме);

- вырабатывание направленной воздушной струи;

- развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры);

- развитие фонематического слуха;

- отработка опорных звуков (часто используют опорные звуки, сходные с нарушенными по месту или способу образования, при произнесении которых ставится нужный звук – для свистящих – И, Ф; для шипящих – Т, С; для Р – Д, Ж; для Й – Х; для Л – Т, Ы);

- выполнение артикуляционной гимнастики в игровой форме;

2 ЭТАП – ПОСТАНОВКА ЗВУКА  - цель:

- добиться правильного звучания изолированного звука.

СУЩЕСТВУЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ СПОСОБА ПОСТАНОВКИ ЗВУКА:

1 СПОСОБ – ПО ПОДРАЖАНИЮ (ИМИТАТИВНЫЙ) – внимание ребёнка фиксируется на положении, движении органов артикуляционного аппарата (при зрительном контроле) и звучании данного звука (слуховой контроль), плюс тактильно-вибрационные ощущения (голосовые связки). Упражняемся перед зеркалом (самоконтроль).

2 СПОСОБ – С МЕХАНИЧЕСКОЙ  ПОМОЩЬЮ – он используется, когда ребёнку недостаточно зрительного, слухового, тактильно-вибрационного контроля. Основан этот способ на внешнем механическом воздействии на органы артикуляции пальцами, шпателями или специально сконструированными постановочными зондами. Механическое воздействие значительно ускоряет процесс постановки звуков.

3 СПОСОБ – СМЕШАННЫЙ, когда используют все возможные способы для достижения цели – правильного произношения изолированного звука.

3 ЭТАП – АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА – этап формирование первичных произносительных умений и навыков.

Постепенно, последовательно вводим поставленный звук в слоги, слова, фразы, стихотворные и прозаические тексты и, наконец, в самостоятельную речь ребенка (к новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий).

Автоматизация в слогах - соединяем закрепляемый звук с гласными: А, О, У, Ы, Э (сначала в прямые слоги – СА, СО, СЫ, СУ, СЭ, затем в обратные – АС, ОС, УС, ЫС, ЭС и т.д.).

Автоматизация звука в словах – подбираем и произносим слова с различными положениями звука в слове (в начале, в середине, в конце). Причем, слова должны постепенно усложняться по слоговому составу. Надо также следить, чтобы в слове не было конфликтных звуках, т.е. звуков, которые ребенок произносит неправильно. Затем логопед подбирает предложения, потешки, скороговорки, пословицы, насыщенные закрепляемым звуком. Одновременно идёт работа над словарем, над составлением полных, распространенных, сложных предложений, над преодолением аграмматизмов и развитием связной речи.  

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, рифмы, а также памяти, мышления.

4 ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ.

Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в своей речи.