Психолог и логопед Коробова Александра (г.Кимры)
Психолог и логопед Коробова Александра (г.Кимры)

Нормы развития речи, нужно ли бить тревогу!?

Нормы развития речи, нужно ли бить тревогу!?


0-1 год
- Гуление (2 мес.) 
- Гуление с интонацией (4 мес) 
- Лепет (6 – 8 мес) 
- Первые слова (10-12 мес) 

1-2 года
- Запас слов от 2-3 до 20-30 (12 мес) 
- Понимает простые просьбы, не сопровождающиеся жестом. Реагирует на своё имя (1 г 2 мес) 
- Произносит множество слов и словосочетаний. Хорошо развито звукоподражание. Знает 3-6 частей тела (1 г 6 мес) 

2-3 года
- Понимает действия и предметы на картинках (2 года) 
- Задаёт вопросы «что это?», «где?» 
- В активном словаре насчитывается около 50 слов (2 года)
- Пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова.
- Произносит простые предложения из 3 -4 слов (2 г 2 мес) 
- Начинает употреблять в речи предлоги 

3-4 года 
- Минимальный запас слов – 250 (3 года) 
- В звукопроизношении отсутствуют шипящие и сонорные звуки 
- Понимает несложные сюжетные картинки 
- Начинает подбирать рифмы к словам
- Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами 
- Называет своё имя, пол, возраст 
- Разговаривает сам с собой, комментирует свои действия 
☝Советы логопеда на данном этапе:
*Расширять словарный запас ребёнка (Чтение книг, прослушивание аудиокниг, кукольный театр и т.п.) 
*Формировать связную речь 
*Развивать правильное звукопроизношение (главным образом через игры со звукоподражанием) 

4 года
- Словарный запас достигает 2000 – 3000 слов. 
- Придумывание новых слов (словотворчество) 
- Непроизвольное запоминание стихотворений 
☝Советы логопеда на данном этапе:
*Развивайте мелкую моторику малыша – игры с кубиками, пирамидки, волчки, развивающие коврики и т.п. 
*Формировать правильное речевое дыхание 
*Развивать правильное звукопроизношение 

5 лет
- Произношение всех звуков правильное. 
- Ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности 
- Умеет изменять громкость голоса, интонации 
- В речи употребляются все предлоги 
- Появляются деепричастия (сидя, лёжа, прыгая и т.д.)
- Образует прилагательные от существительных (железо – железный) 
- В речи использует сложные предложения, все грамматические формы 

6 лет
- Словарный запас увеличивается до 3500 слов 
- Полностью усваивается слоговая структура слов 
- Ребёнок самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по различным признакам 
К 6 – 7 годам ребёнок должен:
*Хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. 
*Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). 
*Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. 
*Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. 
*Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. 
*Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. 
*Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Если есть сомнения в развитии речи Вашего ребенка, обратитесь к специалистам (логопед, психолог, педиатр и т.д.)