0-1 год
- Гуление (2 мес.)
- Гуление с интонацией (4 мес)
- Лепет (6 – 8 мес)
- Первые слова (10-12 мес)
1-2 года
- Запас слов от 2-3 до 20-30 (12 мес)
- Понимает простые просьбы, не сопровождающиеся жестом. Реагирует на своё имя (1 г 2 мес)
- Произносит множество слов и словосочетаний. Хорошо развито звукоподражание. Знает 3-6 частей тела (1 г 6 мес)
2-3 года
- Понимает действия и предметы на картинках (2 года)
- Задаёт вопросы «что это?», «где?»
- В активном словаре насчитывается около 50 слов (2 года)
- Пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова.
- Произносит простые предложения из 3 -4 слов (2 г 2 мес)
- Начинает употреблять в речи предлоги
3-4 года
- Минимальный запас слов – 250 (3 года)
- В звукопроизношении отсутствуют шипящие и сонорные звуки
- Понимает несложные сюжетные картинки
- Начинает подбирать рифмы к словам
- Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами
- Называет своё имя, пол, возраст
- Разговаривает сам с собой, комментирует свои действия Советы логопеда на данном этапе:
*Расширять словарный запас ребёнка (Чтение книг, прослушивание аудиокниг, кукольный театр и т.п.)
*Формировать связную речь
*Развивать правильное звукопроизношение (главным образом через игры со звукоподражанием)
4 года
- Словарный запас достигает 2000 – 3000 слов.
- Придумывание новых слов (словотворчество)
- Непроизвольное запоминание стихотворений Советы логопеда на данном этапе:
*Развивайте мелкую моторику малыша – игры с кубиками, пирамидки, волчки, развивающие коврики и т.п.
*Формировать правильное речевое дыхание
*Развивать правильное звукопроизношение
5 лет
- Произношение всех звуков правильное.
- Ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности
- Умеет изменять громкость голоса, интонации
- В речи употребляются все предлоги
- Появляются деепричастия (сидя, лёжа, прыгая и т.д.)
- Образует прилагательные от существительных (железо – железный)
- В речи использует сложные предложения, все грамматические формы
6 лет
- Словарный запас увеличивается до 3500 слов
- Полностью усваивается слоговая структура слов
- Ребёнок самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по различным признакам
К 6 – 7 годам ребёнок должен:
*Хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы.
*Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери).
*Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках.
*Знать названия месяцев, дней недели, текущий год.
*Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
*Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении.
*Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.
Если есть сомнения в развитии речи Вашего ребенка, обратитесь к специалистам (логопед, психолог, педиатр и т.д.)