1 уровень
I уровень речевого развития – ребенок понимает речь окружающих в среднем на 30% в знакомой, ситуационно близкой обстановке.
Собственная речь – активный словарный запас состоит из лепета и звукоподражаний, есть несколько малоупотребительных слов, но значение этих слов понимается либо широко, либо очень узко. Дети с 1 уровнем не пользуются фразой. Вне ситуации общения речь непонятна даже близким людям.
Звукопроизношение – грубо нарушено, неустойчивое, неосознаваемое.
Фонематический слух и восприятие находятся на низшей ступени развития, пробы ребенок не выполняет, потому что не понимает даже смысла заданий.
I этап
1. Расширение знаний и представлений детей об окружающей действительности (уточнение и расширение словаря).
2. Развитие подражательности (действие звуковое сопровождение)
3. Активизация словаря детей.
Итогом работы на этом этапе д.б. стремление к сотрудничеству с логопедом и достаточный уровень подражательности.
II этап
III этап
Формирование на основе словосочетаний, простых предложений. Через предметно-практическое действие, ребенок говорит не о своих действиях, а о действиях другого лица. Например: Вова несет, девочка ест, мама моет. Когда ребенок осваивает простые предложения, то они могут быть аграмматичны: [матик пит] (мальчик спит).
Таким образ, у ребенка появляются в речи словосочетания, простая фраза, подводим его ко 2 уровню.
2 уровень
2 уровень речевого развития - ребенок понимает 50% простой, обиходной речи в простой знакомой ситуации, за пределом знакомой ситуации понимание речи ухудшается.
Лепет и звукоподражание исчезает из речи ребенка, но словарный запас беден, представлен в основном существительными, очень мало глаголов и др. частей речи, появляется простая, грубо аграмматичная фраза, дополняет свою речь жестами, мимикой. В речи могут присутствовать определенные штампы, т.е. на некоторые вопросы ребенок может ответить правильно. Звукопроизношение грубо нарушено.
Задачи коррекционной работы:
Переход пассивного словаря в активный: логопед говорит четко, вопросы носят подсказывающий характер: этот медведь большой или маленький?
Т.о. мы обогащается словарь детей, увеличивая его за счет введения в речь детей приставок, предлогов, союзов и т.д. Допускаются определенные аграмматизмы, но они преодолеваются за счет накопления речевого опыта и утрированного произношения логопеда. Происходит увеличение словарного запаса, расширяется структура предложения и у ребенка появляется внимание к речи окружающих: надо вслушаться и услышать предлог. Сначала логопед помогает интонацией, утрированным словом.
Что должен уметь алалик со II уровнем развития
При II уровне ОНР у ребенка достаточно словаря, для того, чтобы осуществить коррекцию звукопроизношения. При автоматизации звука берутся слова наиболее употребляемые по звуковому составу. Сопряженное и отраженное проговаривание.
Характеристика речи ОНР, 3 уровень.
Задачи и содержание коррекционной работы:
Принцип работы с детьми данной группы такой же, как для I и II уровня, т. е. продолжается накопление и обогащение словаря (ведущая роль по расширению словаря на данном этапе отводится и воспитателю). Увеличивается объем и сложность речевого материала по каждому пункту подготовка детей к обучению грамоте. Детям дается понятие о слове как о лексической единице. Практически они работают над связью слов в предложении. Продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением.
Основной задачей работы с детьми III уровня речевого развития является формирование связной речи.
Уточнение словаря ребенка.
Начинается работа над пересказом (подробного, выборочного, творческого). Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли. Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста. Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.
Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения — это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.
Наиболее легкой формой являются сочинения по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их по рассказу. Затем дети учатся составлению рассказов по сюжетной картинке с выделением основной идеи и выражением временной связи. Завершается работа над связной речью воспитанием у детей навыка рассказа на основании собственного опыта.
Занятия проводятся индивидуально. Занятия необходимо проводить не менее 2 раз в неделю. Длительность занятий от 30 минут (в зависимости от возраста и проблемы звукопроизношения).