Психолог и логопед Коробова Александра (г.Кимры)

КОРРЕКЦИЯ ЗАДЕРЖЕК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

КОРРЕКЦИЯ ЗАДЕРЖЕК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Основные направления коррекционной логопедической работы:
• Развитие импрессивной речи
На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности
понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании
речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса.
Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление
понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи
книгу на стол», «возьми книгу с полки».
Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет
ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим
предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-
четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в
разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной
интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного
слога.
Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных
игр.
• Развитие экспрессивной речи
Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого
развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные
реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать
условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же
звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть
игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им
звуковой форме.
Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии
детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо
перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка
возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью
ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный
контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости
внимания, наличия подражательной мотивации.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой
деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.
• Развитие общей моторики
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями
крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие
нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных
навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен
научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными
предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с
сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать
движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками,
звукоподражаниями, сопровождающими движениями.
В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный
объем информации об окружающем мире. Мышечная радость - основа возможности
восприятия и переработки этой информации. В процессе движений,
сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается
импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические
формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных
упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом
(лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством
воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях
патологического формирования речевых функций.
• Развитие мелкой моторики
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. В коре
головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной
моторики расположены, близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в
процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой
развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы
стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у
него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с
ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся
речевые и двигательные центры.
• Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:
1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.
2. Игры со звучащими игрушками.
3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
4. Формирование фонематического восприятия.
Дети раннего возраста различают неречевые звуки:
§ по способу воспроизведения;
§ по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
§ по их ритму;
§ по силе звуковых раздражителей;
§ по долготе звучания.
Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые
раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики,
свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста
дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 18-24 месяцев), показывает, что
звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен уметь
сам производить. Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать
следующие звуки:
§ долгие - короткие;
§ высокие - низкие;
§ громкие - тихие.
Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с
предложенным игровым образом.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит
ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении - обеспечивает перспективу
формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических
компонентов.
При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное
восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной
артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов
артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее
постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее прикрываем рот
экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению
органов артикуляционного аппарата.
В раннем возрасте начинает развиваться фонематический слух малыша. Дети
различают слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «МАМА» -
«НАНА», «БАМ» - «БОМ».
Дети на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП» - «КУП-
КУП», а также звонкие-глухие согласные («ПАПА- БАБА») и мягкие-твердые
согласные («МОХ—МЕД»).
• Формирование навыков артикуляционной моторики
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются
сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу
необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь
«слышать» себя и окружающих.
Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих
факторов:
§ строения артикуляционного аппарата;
§ умения ощущать движения органов артикуляции;
§ функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга отмечается у детей с
отягощенным неврологическим статусом, синдромом депривации, у соматически
ослабленных детей и у детей с задержкой психического развития.
Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и
упражнения, направленные на совершенствование движений органов
артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов,
воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.
Через артикуляционные упражнения мы формируем правильные скоррегированные
кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука.
Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста,
осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его
учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет
протекать активнее, быстрее.
Отрабатываемые в процессе артикуляционных упражнений движения
соответствуют вызываемому у ребенка звуку. Поэтому упражнения и игры на
развитие артикуляционной моторики должны быть связаны с соответствующим
звуком, но не с лексической темой.
Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными (но
при этом достаточно активными), ритмичными, точными.
Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения
стихотворным текстом.
Главное условие эффективности этой работы - положительный эмоциональный фон
занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.
• Развитие зрительного восприятия
Зрение - основной канал информации об окружающем мире. Зрительные
впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга.
Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет,
форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить
объекты восприятия, установить связь между ними.
У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки
зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа с
ним ведется по принципу от конкретного предмета - к изображению этого предмета
на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта,
пиктограмме.
Основные задачи развития зрительного восприятия.
1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» -
одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации,
например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет,
комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).
2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» - по
торчащим ушкам).
3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. Подбирать фрагменты
изображения к большой картинке.
4. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.
5. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»).
6. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.
• Формирование просодических компонентов речи:
Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как
повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические
характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила,
длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация,
тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.
Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично
понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.
Чешский исследователь детской речи Милослав Зееман писал, что для детей
раннего возраста музыкальные качества речи имеют большее значение, нежели
звуковое оформление слова. Отсутствие реакции на просодические свойства языка
при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом
развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не
употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических
компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять
особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно
вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной
детям.

Занятия проводятся индивидуально. Занятия необходимо проводить не менее 2 раз в неделю. Длительность занятий от 30 минут (в зависимости от возраста и проблемы звукопроизношения).