Психолог и логопед Коробова Александра (г.Кимры)

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. 

Нарушения звукопроизношения

Группа звуков:

Свистящие         (с, сь, з, зь, ц)

Шипящие           (ж, ш, ч, щ)

Сонорные          (л, ль, рь, р)

Заднеязычные     (к, кь, г, гь, х, хь)

Звонкие, мягкие.

 

Исправление проводится поэтапно

4 основных этапа:

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

- подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звука;

- сформировать точные движения органов артикуляции (объяснение артикуляции в игровой форме);

- вырабатывание направленной воздушной струи;

- развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры);

- развитие фонематического слуха;

- отработка опорных звуков (часто используют опорные звуки, сходные с нарушенными по месту или способу образования, при произнесении которых ставится нужный звук – для свистящих – И, Ф; для шипящих – Т, С; для Р – Д, Ж; для Й – Х; для Л – Т, Ы);

- выполнение артикуляционной гимнастики в игровой форме;

2 ЭТАП – ПОСТАНОВКА ЗВУКА:

- добиться правильного звучания изолированного звука.

 

3 ЭТАП – АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА – этап формирование первичных произносительных умений и навыков.

Постепенно, последовательно вводим поставленный звук в слоги, слова, фразы, стихотворные и прозаические тексты и, наконец, в самостоятельную речь ребенка.

Автоматизация в слогах - соединяем закрепляемый звук с гласными: А, О, У, Ы, Э (сначала в прямые слоги – СА, СО, СЫ, СУ, СЭ, затем в обратные – АС, ОС, УС, ЫС, ЭС и т.д.).

Автоматизация звука в словах – подбираем и произносим слова с различными положениями звука в слове (в начале, в середине, в конце). Причем, слова должны постепенно усложняться по слоговому составу. 

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, рифмы, а также памяти, мышления.

4 ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ.

Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в своей речи.

 

Занятия проводятся индивидуально. Занятия необходимо проводить не менее 2 раз в неделю. Длительность занятий от 30 минут (в зависимости от возраста и проблемы звукопроизношения).