Психолог и логопед Коробова Александра (г.Кимры)
Психолог и логопед Коробова Александра (г.Кимры)

РАБОТА С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

РАБОТА С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности. Это еще одна проблема, а у Вас их и так достаточно. Сможете ли Вы справиться с ней самостоятельно и как? Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.

Этапы моей логопедической работы:

1 этап

То, с чего я начинаю логопедическую  коррекцию речи с неговорящим ребенком  – вызывание отдельных звуков речи, начиная с гласных. Каждый звук я  закрепляею как на эмоционально яркий зрительный образ (у- гудит поезд или пароход, и-пищит мышка или зайчик). При произнесении  гласных звуков обязательно создаю опору на тактильные и кинестетические ощущения от движений артикуляционного аппарата, рук: пальцы помогают рту открываться на звук А, губам – вытягиваться на звук У, растягивают  губы на звук И. Такое полисенсорное воздействие очень эффективно. Даже если ребенок не может уловить на слух разницу при произнесении, например звуков У и О, он видит демонстрируемую мной картинку-символ звука, мой жест, и вытягивая пальчиками губы в трубочку, точно повторяет звук :УУУУ.

2 этап

Тренируем мелкую моторику рук.

3 этап

Затем имеющиеся звуки я собираю в слоги. Чтобы последовательность моей работы представлялась вам логичной, завершенной, давайте обсудим, как развивается речь ребенка до года. В конце первого полугодия жизни у ребенка появляется лепет. Вне зависимости от национальности и языка, на котором говорят родители ребенка, появляются сначала губные звуки (п,м,б), затем переднеязычные(т,д,н). Ребенок играет со слогами, вслушивается в свой голос, сопровождает предметно-манипулятивную деятельность лепетом. Затем откликается лепетом на обращенную к нему речь. Всегда это прямые слоги, связанные в цепочки. Сначала повторяющиеся: па-па-па-па, затем с добавлением нового согласного звука: па-па-па-ма.  В возрасте 8-9 месяцев ребенок способен повторить интонацию взрослого и последовательность слогов, возникает модулированный лепет.

4 этап

Со зрительной опорой на символы звуков многократно повторяем прямые открытые слоги, начиная с сочетания губного звука М и гласных. Сначала отрабатываем слоги со сменой гласных ма-мо, затем – со сменой согласных звуков: ма- ва. Упражнения в переключения с одного слога на другой необходим не только неговорящим алаликам, но и детям, которые испытывают затруднения в переключении с одного слога на другой (кинетической диспраксией).

Из полученных слогов собираем слова. Чтобы понять, как построить работу гармонично, исходя из  природной последовательности, давайте вспомним, какие первые слова произносят дети к году: мама, папа, баба, вава, биби. То есть ребенок начинает осмысленно говорить цепочкой из двух открытых слогов.

5 этап

Намеренно упрощаю слова, чтобы ребенку мог произнести их так же, как и я, формирую и закрепляю навык повторения за взрослым, который у неговорящих детей  не сформирован. Петуха называю Петя, кошку- киса, куклу – ляля.

6 этап

Затем  перехожу к работе с картинным материалом и книгами для формирования речи для самых маленьких. 

7 этап

Как только дети сформировали навык повторения за взрослым и накопили небольшой  активный словарь, можно переходить к этапу формирования фразовой речи. На этом этапе работает правило: два слога, два слова. Также на данном этапе помогают книги для формирования речи от слова к фразе.

 

Занятия проводятся индивидуально. Занятия необходимо проводить не менее 2 раз (лучше 3 раза) в неделю. Длительность занятий 30 минут.