Находясь на данном сайте, вы даете согласие на использование файлов cookie и других технологий для обработки персональных данных.
Подробнее вы можете ознакомиться на странице
политика обработки персональных данных
Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности. Это еще одна проблема, а у Вас их и так достаточно. Сможете ли Вы справиться с ней самостоятельно и как? Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.
Этапы моей логопедической работы:
1 этап
То, с чего я начинаю логопедическую коррекцию речи с неговорящим ребенком – вызывание отдельных звуков речи, начиная с гласных. Каждый звук я закрепляею как на эмоционально яркий зрительный образ (у- гудит поезд или пароход, и-пищит мышка или зайчик). При произнесении гласных звуков обязательно создаю опору на тактильные и кинестетические ощущения от движений артикуляционного аппарата, рук: пальцы помогают рту открываться на звук А, губам – вытягиваться на звук У, растягивают губы на звук И. Такое полисенсорное воздействие очень эффективно. Даже если ребенок не может уловить на слух разницу при произнесении, например звуков У и О, он видит демонстрируемую мной картинку-символ звука, мой жест, и вытягивая пальчиками губы в трубочку, точно повторяет звук :УУУУ.
2 этап
Тренируем мелкую моторику рук.
3 этап
Затем имеющиеся звуки я собираю в слоги. Чтобы последовательность моей работы представлялась вам логичной, завершенной, давайте обсудим, как развивается речь ребенка до года. В конце первого полугодия жизни у ребенка появляется лепет. Вне зависимости от национальности и языка, на котором говорят родители ребенка, появляются сначала губные звуки (п,м,б), затем переднеязычные(т,д,н). Ребенок играет со слогами, вслушивается в свой голос, сопровождает предметно-манипулятивную деятельность лепетом. Затем откликается лепетом на обращенную к нему речь. Всегда это прямые слоги, связанные в цепочки. Сначала повторяющиеся: па-па-па-па, затем с добавлением нового согласного звука: па-па-па-ма. В возрасте 8-9 месяцев ребенок способен повторить интонацию взрослого и последовательность слогов, возникает модулированный лепет.
4 этап
Со зрительной опорой на символы звуков многократно повторяем прямые открытые слоги, начиная с сочетания губного звука М и гласных. Сначала отрабатываем слоги со сменой гласных ма-мо, затем – со сменой согласных звуков: ма- ва. Упражнения в переключения с одного слога на другой необходим не только неговорящим алаликам, но и детям, которые испытывают затруднения в переключении с одного слога на другой (кинетической диспраксией).
Из полученных слогов собираем слова. Чтобы понять, как построить работу гармонично, исходя из природной последовательности, давайте вспомним, какие первые слова произносят дети к году: мама, папа, баба, вава, биби. То есть ребенок начинает осмысленно говорить цепочкой из двух открытых слогов.
5 этап
Намеренно упрощаю слова, чтобы ребенку мог произнести их так же, как и я, формирую и закрепляю навык повторения за взрослым, который у неговорящих детей не сформирован. Петуха называю Петя, кошку- киса, куклу – ляля.
6 этап
Затем перехожу к работе с картинным материалом и книгами для формирования речи для самых маленьких.
7 этап
Как только дети сформировали навык повторения за взрослым и накопили небольшой активный словарь, можно переходить к этапу формирования фразовой речи. На этом этапе работает правило: два слога, два слова. Также на данном этапе помогают книги для формирования речи от слова к фразе.
Занятия проводятся индивидуально. Занятия необходимо проводить не менее 2 раз (лучше 3 раза) в неделю. Длительность занятий 30 минут.
Находясь на данном сайте, вы даете согласие на использование файлов cookie и других технологий для обработки персональных данных.
Подробнее вы можете ознакомиться на странице
политика обработки персональных данных